О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В МАОУ «УШАРБАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА»
Одна из проблем современной школы — резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной исследовательской работе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в школе Предметной Недели.
Подготовка к проведению недели включает в себя составление плана работы, использование передового опыта, накопленного в школе при проведении предметных недель, подготовку обучающихся к участию в неделе.
При проведении Недели учитывались возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности, использовались разные формы и методы учебной деятельности, удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности использовались игры, конкурсы с применением ИКТ. Были использованы компьютерные презентации, схемы, таблицы, применены компетентностный подход, интегрированный и системно — деятельностный методы обучения.
Цель предметной недели:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
- развитие коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов;
- привитие любви к русскому языку и литературе;
- повышение общей языковой культуры;
- развития творческих возможностей детей;
- воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, родного края.
Предметная неделя русского языка и литературы призвана решить следующие задачи:
- создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования обучающимися в зависимости от их индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;
- повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
- оценка влияния предметной недели на развитие интереса обучающихся к изучаемым предметам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
- помощь учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала;
- выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.
- повышение интереса учеников к учебным предметам — русский язык и литература;
- формирование познавательной активности;
- расширение кругозора.
Применяемые технологии:
- интерактивные технологии (групповая, командная работа; проблемное обучение);
- технологии ИКТ;
- элементы проектной технологии.
Дата проведения Недели русского языка и литературы – 4.10 – 8.10.2021 г.
Участники – обучающиеся 5 – 11 классов
План Недели составлялся с учетом коммуникативных потребностей обучающихся разных возрастных групп, и ее содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность.
Все мероприятия Недели призваны стимулировать творческую активность обучающихся. Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями обучающихся, задания распределялись по степени трудности. В творческую деятельность вовлекались не только лучшие обучающиеся, но и инертные школьники. Всем предоставлялась возможность разделить радость успеха, участвовать самим в мероприятиях .
ПРОГРАММА
недели русского языка и литературы
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Краткое содержание |
День 1. | Открытие недели русского языка и литературы. Вручение маршрутных листов – заданий Игра «Счастливый случай». 5-6 классы. | 04.10.2021 | Цель мероприятия – развивать познавательную, творческую коммуникационную, активность обучающихся, активизировать самостоятельную деятельность по отбору, анализу и обобщению изученного материала. Предметная неделя началась с чтения афоризмов о русском языке. Показана юмористическая сценка об омофонах. Было сделано объявление на школьной линейке, составлен план предметной недели. Главной целью этого мероприятия было привлечение интереса учащихся к русскому языку. В состав жюри вошли учащиеся 8 класса. Победителем игры стала команда «Русские». В личном зачете 1 место занял Батуев Баясхалан, 2 место – Дугаров Шагдар, 3 место – Батоцыренов Базар. |
День 2. | Игра-соревнование «Тайны русского языка» среди 7-8 классов. | 05.10.2021 | Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкознании. Члены жюри учащиеся 9 класса Дугаров Эрдэм и Балданова Туяна. Победила команда 7 класса « Знатоки», немного отстали от них восьмиклассники команда «Синонимы». Лучшими игроками признаны Эпов Чингис и Даржаев Айдар. |
День 3. | Интеллектуальный ринг «Своя игра». 10 класс. | 06.10.2021 | Цели мероприятия: пополнение словарного запаса учащихся, развитие орфографической зоркости, повышение интереса к предмету. Данное мероприятие проводилось в виде занимательной викторины между командами 10 класса. При проведении ринга использовалась компьютерная технология, которая обеспечивала празднику яркость, эмоциональность, зрелищность. Командные баллы оказались равными. В личном зачете 1 место заняла Дагбаева Сэлмэг, 2 место – Санжимитупова Номина, 3 место – Чирнинов Бато. |
День 4. |
Турнир знатоков русского языка (среди обучающихся 9 – 11
классов). «Занимательная грамматика». | 07.10.2021 |
Организован
и проведен турнир знатоков русского языка и литературы «Занимательная
грамматика».
Цели: Расширение кругозора обучающихся;
развитие познавательных интересов обучающихся к предметам гуманитарного
цикла; тренировка логического мышления; увеличение словарного запаса; развитие
творческих способностей обучающихся; Развитие коммуникативных навыков. В течение недели была организована выставка Словарей русского языка ( 9 класс). Данное мероприятие включало в себя ответы на познавательные вопросы учителя. При отборе материала учитывались возрастные особенности обучающихся, уровень их способности, познавательная деятельность. В турнире участвовали команда 9 класса «Луч» и команда 11 класса «Комета». 1 место присуждено команде 9 класса, на 2 месте 11 класс.Лучшими знатоками признаны Дугаров Эрдэм и Цыбенова Дарья. |
День 5. | Подведение итогов, вручение грамот и призов победителям на школьной линейке | 08.10.2021 | Цель мероприятия: подведение итогов, поощрение активных учащихся, повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы. |
ИТОГИ
ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Каждое мероприятие было занимательно и интересно. Ребята проявляли смекалку, знание русского языка и художественной литературы, показали творческие способности и актерский талант. Все победители были награждены грамотами.
Анализ организации и проведения предметной недели позволил выявить, что успех в проведении зависел от того, насколько своевременно и качественно была осуществлена подготовительная работа.
Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:
- активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
- состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
- уровень культуры участников Недели.
ВЫВОД
План Недели русского языка и литературы был выполнен. Мероприятия прошли на высоком методическом и воспитательном уровне и помогли обучающимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. Учителя и обучающиеся отнеслись ответственно и творчески к подготовке и проведению Недели, продемонстрировали творческую активность и желание обучающихся дополнительно заниматься русским языком и литературой.
Запланированные задачи:
- Продолжить традиционное проведение предметных недель с целью повышения качества образовательного процесса, а также развития творческих и практических навыков обучающихся.
- Повысить эффективность проведения предметной недели за счет более качественного подбора заданий творческого или практического характера.
- Включать обучающихся в работу по планированию предметной недели с целью внесения новизны.
- Развивать интерес обучающихся к учебным предметам — русский язык и литература.
- Помощь учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала.
Таким образом, Неделя русского языка и литературы — это прекрасная возможность выявить одаренных детей, разработать перспективный план работы со школьниками, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
Учителя русского языка и литературы Цыбикова Г.Х., Батомункуева С.Э.